Психология Что я могу «знать»? | Андрей Курпатов, Екатерина Наумова

Andrew

Пользователь
Регистрация
25.02.18
Сообщения
5.476
Реакции
47.988

Приглашаем вас на четвертую лекцию цикла «Новая антропология», который направлен на создание максимально корректной модели описания человека, его отношений с другими людьми и определения его места в мире.
Представьте себе, что нашу планету захватывают инопланетяне. При этом, они миролюбивы и дружелюбны. То есть, съесть нас или как-то иначе поэксплуатировать они не хотят, менять тоже. Им просто нужно знать, как с нами обращаться, чтобы мы были довольны своей жизнью и новыми властителями. Какую книгу вы им предложите в качестве «инструкции по применению»?

Мы создали «инструкции по применению» для всего — для телевизоров и электрических чайников, лекарственных препаратов, лифтов, эскалаторов и самолетов. Но у нас нет «инструкции по применению», когда дело заходит о нас самих.

Кто мы такие? Как с нами обращаться? Что нужно учесть, чтобы мы были более-менее всем довольны? Эти вопросы повисают без ответов.
Шутки шутками, но до сих пор лучшим и не вызывающим сомнений определением для «человека» остается ироничная формула Платона, созданная в соавторстве с Диогеном Синопским: «Человек — это двуногое существо с плоскими ногтями».

Если учесть все философские концепции, все психологические эксперименты и теории, все нейрофизиологические исследования, а также факты, добытые эволюционной теорией, всю информацию о истории человечества и множестве культурных традиций, наш объем знаний о себе ошеломляет. Он поистине фантастический! Но почему тогда всё это не работает? Где «инструкция»? Сколько вешать в граммах?

Отсутствие внятного, целостного представления о «человеке» неудивительно: сложно найти что-то более противоречивое, чем мы с вами. Попытки сшить все это «несшиваемое» и впихнуть «невпихуемое» регулярно оборачиваются, как говорят в таких случаях, «эпическими провалами». Как объединить в единую, непротиворечивую систему всё, что мы знаем о человеке?

Что ж, мы затеяли путешествие в самую настоящую «кротовую нору»! Проблема ведь не в том, что мы знаем о себе слишком много, а в том, видимо, что мы знаем это неправильно. Да, мы собрали кучу фактов, но так и не удосужились взглянуть на них трезво, не спросили себя — о чем нам эти факты говорят?

Ситуация выглядит так, как если бы мы сначала решили собрать коллекцию картин, а лишь затем озадачились вопросом, как превратить их в концептуальную выставку. Но так это не работает — из кучи фактов нельзя произвести систему.

«Новая антропология» ставит перед собой задачу переосмыслить имеющиеся у нас научные факты и теоретические представления (из философии, психологии, социологии), чтобы получить целостную систему знаний о «человеке». И первый шаг здесь — радикальное сомнение в оправданности наших прежних представлений.
Лекция «Что я могу „знать“?» заключительная в курсе «Новая антропология» и нам предстоит подвести итоги. Попробуем собрать этот хитрый пазл...

ПРОДАЖНИК: Что я могу «знать»?

Скрытое содержимое, доступно для группы: Премиум - Купить группу